Главная » АВТОРСКОЕ МНЕНИЕ » Запрет георгиевской ленты vs демонстрация нацистской символики: «приемлемые» ценности латвийских политиков

Запрет георгиевской ленты vs демонстрация нацистской символики: «приемлемые» ценности латвийских политиков


В Латвии продолжают обсуждать запрет ношения георгиевских лент во время публичных мероприятий. Законопроект об этом во втором чтении одобрил сейм республики. «Для меня неприемлемы ценности, которые несет с собой этот символ», – так прокомментировал данное решение парламента страны Артус Каминьш, глава правительственной комиссии по правам человека и общественным делам.

Единственный вопрос, который хочется задать Каминьшу после этих слов — а насколько для правозащитника приемлемы ценности, которые несет с собой символика СС? Вряд ли тот не знает о шествиях легионеров Schutzstaffeln (абб. SS., нем. «отряды охраны») и их сторонников, которые ежегодно проводятся в Латвии 16 марта. Немногочисленным оставшимся на сегодняшний день в живых участникам национальных подразделений этого военизированного формирования, во время Второй мировой войны присягнувшим на верность Гитлеру, носить награды и отличительные знаки нацистов, напомним, никто не запрещает…

Вопрос этот, впрочем, риторический. Не в том отношении, правда, что на него нет ответа. Ответ как раз есть – приемлемы. Другое дело, что политики и прочие должностные лица страны, несмотря на все свои громкие заявления о «тоталитарном советском режиме, под игом котором несчастная Латвия находилась несколько десятков лет», пока еще не дошли до стадии открытого признания «заслуг» нацистов, оккупировавших республику в первые дни войны и за годы оккупации сократившим ее население более чем на 20% от довоенного времени (нацистами и их пособниками здесь было убито более 300 тысяч человек, из них почти 40 тысяч – детей).

Из этого двусмысленного положения местным чиновникам приходится выкручиваться, развивая не слишком внятный тезис, что на сотрудничество с нацистами шли люди, которые якобы просто боролись за независимость своей страны против Советского Союза, и с кем там им приходилось ради этого взаимодействовать – дело десятое. Этакий образ народных практически «романтических героев». Который, правда, при ближайшем рассмотрении вдребезги разбивается.

Карательные акции против партизан в 1943-м году в Псковской области, в ходе которых меньше, чем за четыре месяца было уничтожено 23 деревни и убито более 2000 мирных жителей. Насильственные депортации, пытки и казни военнопленных….При этом своими подвигами «борцы за независимость» отметились не только на территории бывшего Советского Союза. Благодаря свидетельствам очевидцев военное преступление латышского добровольческого легиона СС в составе немецкой боевой группы «Эльстер» в Польше стало известно как трагедия в Подгае.

В январе 1945 года 4 рота подпоручика Альфреда Софки в составе около 80 человек в этом районе рассчитывала занять и удержать местность до подхода основных сил. Однако поляки наткнулись на превосходящие силы противника, основу которых составляли военнослужащие 15-й добровольческой латышской дивизии СС. Они сражались, но были вынуждены сдаться, когда в живых из 80 человек оставалось 37. Легионеры убили тяжело раненых на месте, а остальных привели в Подгае. Вначале их пытали, после чего связали колючей проволокой, заперли в овине и подожгли. И в то время, пока люди горели в огне, латыши водили вокруг него хоровод и пели национальные песни…

Военные преступления всех национальных формирований СС были официально осуждены Нюрнбергским трибуналом, решения которого, слава Богу, пока еще никто не пытается официально оспорить. Однако почему-то в Прибалтике об этом старательно «забывают», возводя преступников на пьедестал героев. А ценности, которые несет с собой символ победы над этими преступлениями, здесь называют «неприемлемыми»…

Оставить комментарий