Главная » БЕЗОПАСНОСТЬ » В Москве впервые показали уникальные документы Генштаба Красной армии времен весны 1941 года

В Москве впервые показали уникальные документы Генштаба Красной армии времен весны 1941 года

© РИА НовостиПерейти в фотобанкВ Москве впервые показали уникальные документы Генштаба Красной армии времен весны 1941 годаЧитать ria.ru в

Уникальные документы Генерального штаба Красной армии времен весны 1941 года, опровергающие мифы о том, что СССР планировал напасть на гитлеровскую Германию, и доказывающие, что Советский Союз готовился отвечать на вторжение вермахта, были впервые представлены в среду в Москве в рамках общего собрания Российского исторического общества (РИО).

В кулуарах мероприятия была организована выставка документов из Центрального архива министерства обороны РФ, в числе которых — «Схема развертывания стратегических сил СССР» и «Схема соотношения сил» (приложение к докладной записке наркома обороны СССР Семена Тимошенко и начальника Генштаба Красной армии Георгия Жукова Иосифу Сталину с соображениями по плану стратегического развертывания Вооруженных сил СССР на случай войны с Германией и ее союзниками от 15 мая 1941 года). Эти схемы были представлены с разрешения Генштаба ВС РФ, к которому с соответствующей просьбой ранее обратился председатель РИО, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин.

«Схема соотношения сил» — это уникальный документ, впервые представленный открыто, рассказал журналистам научный сотрудник Германского исторического института в Москве Сергей Кудряшов.

По его словам, эта схема показывает, что в советском Генштабе за 5 недель до начала войны предвидели, что основные удары по СССР гитлеровцы нанесут тремя группами армий — «Север», «Центр», «Юг» — и что Финляндия, будучи тогда союзником нацистов, ударит в направлении Ленинграда.

«Если вы сравните «Схему соотношения сил» с картой плана «Барбаросса», вы увидите, что они очень близки. Это говорит о том, что профессиональный уровень нашего Генерального штаба был очень высокий, его высшие офицеры правильно осознавали обстановку и работали качественно», — отметил Кудряшов.

«Схема соотношения сил» — в основном работа начальника Главного оперативного управления Генштаба Николая Ватутина и его заместителя Александра Василевского. Чертил сам Ватутин», — добавил историк.

Что касается «Схемы развертывания стратегических сил СССР», то ее основной смысл – как противодействовать нацистской агрессии, если война уже началась, и что в таком случае должна делать Красная армия.

«К весне 1941 года в Генштабе, народном комиссариате обороны и высшем руководстве, включая Сталина, пришли к выводу, что главным театром войны будет юго-западное направление. В этом была своя логика. Протяженность фронта – 1800 километров, здесь есть широкий оперативный простор, нет больших лесов и водных преград. И здесь у Красной армии было значительное преимущество», — сказал Кудряшов.

По его словам, советское военно-политическое руководство к середине мая 1941 года считало, что если гитлеровцы наносят удары по СССР на севере и на западе, то мощный удар Красной армии на юге вермахт вряд ли выдержит.

«Подчеркну: речь не идет о планах нападения СССР на Германию», — сказал Кудряшов. «Схема развертывания» предполагает, что вторжение Германии на территорию СССР состоялось, война уже идет, и показывает, как в ответ будет действовать Красная армия, пояснил историк. «Речь идет об ограниченной военной операции в начальный период войны. Да, театр военных действий большой, но нет никаких стрелок, протянутых в Европу, чтобы ее завоевать», — добавил Кудряшов.

Другое дело, что планы середины мая 1941 года сорвались из-за событий, которые советские генштабисты не смогли предусмотреть – в том числе, что на западном направлении Красная армия не выдержит удара гитлеровцев, отметил историк.

От первого дня войны до знамени над Рейхстагом: великие фронтовые снимки

1 из 25

"Комбат" Макса Альперта — одна из самых выразительных и эмоциональных фотографий Великой Отечественной войны, ставшая символом героизма. На снимке 1942 года младший политрук 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии Алексей Еременко вместо раненого командира роты поднимает бойцов в контратаку.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк

2 из 25

Мастер фоторепортажа Макс Альперт в годы войны работал на фронте и в тылу. Кадр под названием "В родное село" он сделал в Орловской области. Женщины с детьми возвращаются домой по разбитой дороге, не зная, что их ждет в родных местах.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк

3 из 25

"От Москвы до Бреста нет такого места, где бы не скитались мы в пыли. С "лейкой" и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли…" — написал в 1943 году о военных корреспондентах Константин Симонов.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк

4 из 25

"Первый день войны". Фотограф Евгений Халдей 22 июня 1941 года приехал в Москву и по дороге с вокзала запечатлел исторический момент: жители столицы прямо на улице слушали сообщение по радио о вероломном нападении фашистской Германии.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк

5 из 25

Война — это не только атаки и сражения, но и "Мирные воспоминания". Кадр с таким названием прославил фотографа Якова Рюмкина, который воевал с первого до последнего дня Великой Отечественной и самые известные свои снимки сделал в Сталинграде.

© РИА Новости / Яков РюмкинПерейти в фотобанк

6 из 25

И все же главные события разворачивались на фронте, и военные фотокорреспонденты вместе с солдатами шли в атаку и участвовали в штурмах.

"Артиллерийский расчет ведет огонь по врагу. Северный Кавказ". Фото Макса Альперта.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк

7 из 25

Фотограф Евгений Халдей все 1418 дней войны прошел с камерой от Мурманска до Берлина. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк

8 из 25

Всеволод Тарасевич с 1934 года жил в Ленинграде и в годы войны вел фотодневник блокады.

На снимке: жители осажденного города возле разбитого водопровода на обледенелой улице.

© РИА Новости / Всеволод ТарасевичПерейти в фотобанк

9 из 25

Фоторепортер Анатолий Гаранин в Великую Отечественную работал в газете "Фронтовая иллюстрация", снимал боевые действия и быт красноармейцев.

На фото: танковый полк перед отправкой на фронт. Москва, июнь 1941 года.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк

10 из 25

Знаменитый кадр Гаранина "Смерть солдата", напоминающий о хрупкости мира и о том, какой ценой он оплачен, относится к редчайшим документам фронтового репортажа.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк

11 из 25

Гаранин в своих работах нередко обращал внимание на жизнь в тылу и людей, не щадивших себя ради мирного будущего.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк

12 из 25

Лучшие кадры фотографа несут в себе суровую правду о войне.

На фото: мать укрывает ребенка во время обстрела. Деревня Красная Слобода, Брянский фронт, 1941 год.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк

13 из 25

Анатолий Гаранин отдал фотоискусству 57 лет жизни. Его архив хранится в МИА "Россия сегодня".

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк

14 из 25

Снимки одного из главных фотографов Великой Отечественной войны Евгения Халдея знает без преувеличения весь мир. Во время Нюрнбергского процесса его работы служили доказательствами преступлений фашизма.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк

15 из 25

Истребители гвардейского Краснознаменного авиаполка в небе над Севастополем. Фото Евгения Халдея.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк

16 из 25

Фотограф Макс Альперт во время войны побывал на Кавказе и Украине, в Белоруссии, Польше и Чехословакии. Он умел схватить самую суть события и в одном кадре выразить всю боль и весь страх, которые только можно испытать.

На фото: белорусская деревня, дотла сожженная гитлеровцами.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк

17 из 25

Работы фронтовых фотографов стали настоящими документами эпохи. Один из них — пленные немцы в Подмосковье, декабрь 1941 года. Кадр Анатолия Гаранина.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк

18 из 25

Марк Марков-Гринберг в первые дни войны ушел на фронт рядовым, с 1943 года был фоторепортером газеты "Слово бойца". Внимательный и вдумчивый, он подмечал мельчайшие детали и умел добиться максимального воздействия на зрителя.

© РИА Новости / Марк Марков-ГринбергПерейти в фотобанк

19 из 25

Фоторепортажи Маркова-Гринберга убеждали, поражали, его героям невозможно было не сопереживать.

Брянский фронт. На учениях. Танк переходит окоп с солдатами. Фото Марка Маркова-Гринберга.

© РИА Новости / Марк Марков-ГринбергПерейти в фотобанк

20 из 25

Многие фотографии военных корреспондентов стали классикой и вошли в учебники и энциклопедии в качестве иллюстраций.

Жители деревни Омолица приветствуют советского летчика Семена Бойко, прилетевшего первым на югославскую землю. Фото Евгения Халдея.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк

21 из 25

Советские автоматчики ведут бой на Графской пристани. Автор фото — Евгений Халдей.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк

22 из 25

Участница Великой Отечественной войны Мария Шальнева в мае 1945 года направляла военную технику, двигавшуюся по Александерплац в Берлине. В одной из машин ехал фотограф Евгений Халдей. Мгновение — и улыбчивая девушка стала "Регулировщицей Победы".

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк

23 из 25

Исторический Парад Победы 1945 года и сегодня ассоциируется со снимком Макса Альперта: знамена немецко‑фашистских войск, разгромленных на полях сражений, падают к стенам Кремля в знак поражения агрессора.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк

24 из 25

А начало войны — с лучами прожекторов на фотографии Анатолия Гаранина, освещающими небо над Москвой в июне 1941 года. Никто и предположить не мог, какое страшное четырехлетие они предвещают.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк

25 из 25

Кадр "Знамя над Рейхстагом", созданный в мае 1945 года, стал настоящим символом Победы. Фотограф Евгений Халдей начал готовиться к съемке еще дома, в Москве. Красное полотнище сшил из скатерти, а когда прилетел в Берлин, вместе с тремя бойцами забрался на крышу полуразрушенного здания, чтобы водрузить флаг. Один из бойцов встал на самый край крыши, а другой держал его за сапоги.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк1 из 25

"Комбат" Макса Альперта — одна из самых выразительных и эмоциональных фотографий Великой Отечественной войны, ставшая символом героизма. На снимке 1942 года младший политрук 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии Алексей Еременко вместо раненого командира роты поднимает бойцов в контратаку.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк2 из 25

Мастер фоторепортажа Макс Альперт в годы войны работал на фронте и в тылу. Кадр под названием "В родное село" он сделал в Орловской области. Женщины с детьми возвращаются домой по разбитой дороге, не зная, что их ждет в родных местах.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк3 из 25

"От Москвы до Бреста нет такого места, где бы не скитались мы в пыли. С "лейкой" и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли…" — написал в 1943 году о военных корреспондентах Константин Симонов.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк4 из 25

"Первый день войны". Фотограф Евгений Халдей 22 июня 1941 года приехал в Москву и по дороге с вокзала запечатлел исторический момент: жители столицы прямо на улице слушали сообщение по радио о вероломном нападении фашистской Германии.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк5 из 25

Война — это не только атаки и сражения, но и "Мирные воспоминания". Кадр с таким названием прославил фотографа Якова Рюмкина, который воевал с первого до последнего дня Великой Отечественной и самые известные свои снимки сделал в Сталинграде.

© РИА Новости / Яков РюмкинПерейти в фотобанк6 из 25

И все же главные события разворачивались на фронте, и военные фотокорреспонденты вместе с солдатами шли в атаку и участвовали в штурмах.

"Артиллерийский расчет ведет огонь по врагу. Северный Кавказ". Фото Макса Альперта.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк7 из 25

Фотограф Евгений Халдей все 1418 дней войны прошел с камерой от Мурманска до Берлина. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк8 из 25

Всеволод Тарасевич с 1934 года жил в Ленинграде и в годы войны вел фотодневник блокады.

На снимке: жители осажденного города возле разбитого водопровода на обледенелой улице.

© РИА Новости / Всеволод ТарасевичПерейти в фотобанк9 из 25

Фоторепортер Анатолий Гаранин в Великую Отечественную работал в газете "Фронтовая иллюстрация", снимал боевые действия и быт красноармейцев.

На фото: танковый полк перед отправкой на фронт. Москва, июнь 1941 года.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк10 из 25

Знаменитый кадр Гаранина "Смерть солдата", напоминающий о хрупкости мира и о том, какой ценой он оплачен, относится к редчайшим документам фронтового репортажа.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк11 из 25

Гаранин в своих работах нередко обращал внимание на жизнь в тылу и людей, не щадивших себя ради мирного будущего.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк12 из 25

Лучшие кадры фотографа несут в себе суровую правду о войне.

На фото: мать укрывает ребенка во время обстрела. Деревня Красная Слобода, Брянский фронт, 1941 год.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк13 из 25

Анатолий Гаранин отдал фотоискусству 57 лет жизни. Его архив хранится в МИА "Россия сегодня".

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк14 из 25

Снимки одного из главных фотографов Великой Отечественной войны Евгения Халдея знает без преувеличения весь мир. Во время Нюрнбергского процесса его работы служили доказательствами преступлений фашизма.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк15 из 25

Истребители гвардейского Краснознаменного авиаполка в небе над Севастополем. Фото Евгения Халдея.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк16 из 25

Фотограф Макс Альперт во время войны побывал на Кавказе и Украине, в Белоруссии, Польше и Чехословакии. Он умел схватить самую суть события и в одном кадре выразить всю боль и весь страх, которые только можно испытать.

На фото: белорусская деревня, дотла сожженная гитлеровцами.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк17 из 25

Работы фронтовых фотографов стали настоящими документами эпохи. Один из них — пленные немцы в Подмосковье, декабрь 1941 года. Кадр Анатолия Гаранина.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк18 из 25

Марк Марков-Гринберг в первые дни войны ушел на фронт рядовым, с 1943 года был фоторепортером газеты "Слово бойца". Внимательный и вдумчивый, он подмечал мельчайшие детали и умел добиться максимального воздействия на зрителя.

© РИА Новости / Марк Марков-ГринбергПерейти в фотобанк19 из 25

Фоторепортажи Маркова-Гринберга убеждали, поражали, его героям невозможно было не сопереживать.

Брянский фронт. На учениях. Танк переходит окоп с солдатами. Фото Марка Маркова-Гринберга.

© РИА Новости / Марк Марков-ГринбергПерейти в фотобанк20 из 25

Многие фотографии военных корреспондентов стали классикой и вошли в учебники и энциклопедии в качестве иллюстраций.

Жители деревни Омолица приветствуют советского летчика Семена Бойко, прилетевшего первым на югославскую землю. Фото Евгения Халдея.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк21 из 25

Советские автоматчики ведут бой на Графской пристани. Автор фото — Евгений Халдей.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк22 из 25

Участница Великой Отечественной войны Мария Шальнева в мае 1945 года направляла военную технику, двигавшуюся по Александерплац в Берлине. В одной из машин ехал фотограф Евгений Халдей. Мгновение — и улыбчивая девушка стала "Регулировщицей Победы".

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк23 из 25

Исторический Парад Победы 1945 года и сегодня ассоциируется со снимком Макса Альперта: знамена немецко‑фашистских войск, разгромленных на полях сражений, падают к стенам Кремля в знак поражения агрессора.

© РИА Новости / Макс АльпертПерейти в фотобанк24 из 25

А начало войны — с лучами прожекторов на фотографии Анатолия Гаранина, освещающими небо над Москвой в июне 1941 года. Никто и предположить не мог, какое страшное четырехлетие они предвещают.

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк25 из 25

Кадр "Знамя над Рейхстагом", созданный в мае 1945 года, стал настоящим символом Победы. Фотограф Евгений Халдей начал готовиться к съемке еще дома, в Москве. Красное полотнище сшил из скатерти, а когда прилетел в Берлин, вместе с тремя бойцами забрался на крышу полуразрушенного здания, чтобы водрузить флаг. Один из бойцов встал на самый край крыши, а другой держал его за сапоги.

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в фотобанк

Источник

Оставить комментарий