В прошлом процесс контроля над вооружениями был продолжением политики. Но сейчас, в разгар российско-американского противостояния, нет гарантий, что эта логика выживет, поскольку США рушат все принципиальные договоренности, которые обеспечивали стратегическую стабильность в мире
Больше полувека контроль над вооружениями был одной из ключевых составляющих двусторонних отношений между США и СССР, а затем Россией. Большую часть холодной войны он был инструментом управления гонкой вооружений. В мае 1972 Советский Союз и Штаты заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (ОСВ-1). В соглашениях были прописаны ограничения по числу межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Чуть позже, в ноябре 1974 удалось достичь согласия о подписании нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), однако этого не произошло из-за появления в Соединенных Штатах новейшего вида оружия – крылатых ракет и отказа американцев устанавливать ограничения на них.
Начиная с конца 1980-х годов в таких соглашениях, как Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), за которым последовал первый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), предусматривалось не просто ограничение, но и значительное сокращение американских и советских (в дальнейшем российских) ядерных сил. Позже на смену СНВ-1 пришел СНВ-2, который был подписан Б.Ельциным и Д.Бушем-младшим. С этим договором Россию поймали «в ловушку». Ядерный арсенал США в основном размещен на атомных подлодках. Российский – в шахтах. В итоге Москва вынуждена была серьезно урезать возможности своей сухопутной группировки, демилитаризировав ее до моноблочных носителей БР, таких как «Тополь» и «Тополь-М». И планомерно утилизировали МБР «Воевода». результате подписания Договора о СНВ-2 был ослаблен военно-стратегический паритет. А это уже было на руку американцам.
В ответ на выход США из договора по ПРО в 2002 году Россия объявила, что выходит из СНВ-2. Договор СНВ-2 фактически уже не существовал, так как он был увязан с договором по ПРО. Но для России, которая ратифицировала СНВ-2, было дело принципа объявить о выходе из него, объяснив это несогласием с американскими противоракетными инициативами. С точки зрения реального ядерного паритета России и США
Следующим соглашением в области контроля над вооружениями, мешавшим Вашингтону добиться одностороннего преимущества над Россией, был ДРСМД. Именно поэтому в 2019 году США в одностороннем порядке вышли из соглашения. Аналогичная участь постигла и Договор по открытому небу, считавшимся важной мерой укрепления доверия и транспарентности в военной сфере.
Сегодня СНВ-3 остается единственным действующим соглашением между Российской Федерацией и Соединенными Штатами об ограничении вооружений, однако истекает он 5 февраля 2021 года.
Оптимизм Вашингтона относительно сделки по ядерному оружию с Москвой, включая продление ключевого в этой сфере договора СНВ-3 (Договор о сокращении наступательного вооружения), увы, не подкрепляется реальными сдвигами в переговорной позиции. В Кремле давно выражают готовность продлить договора без дополнительных условий хотя бы на год, чтобы в последствии использовать полученное время для переговоров по дальнейшим шагам. Но американская сторона, хотя на словах и показывает интерес к сделке, по-прежнему выдвигает заведомо неприемлемые дополнительные требования.