© REUTERS/ Charles PlatiauСодержание
Считается, что алгоритмы соцсетей и поисковиков намеренно отрезают пользователей от неудобных новостей и альтернативных точек зрения и тем самым управляют их поведением. Проверили, какие данные есть на этот счет
Утверждают, что...
1
Алгоритмы рекомендаций в поисковиках и соцсетях (то есть система) в определенный момент создают вокруг человека информационный пузырь и лишают его объективного взгляда на мир.
А на самом деле?
2
Термин "информационный пузырь" (или "пузырь фильтров") ввел американский предприниматель и активист Эли Паризер в книге "За стеной фильтров". Он рассказал, что поисковики намеренно подстраиваются под историю поиска каждого пользователя и подгоняют результаты под его предпочтения. Позже эту гипотезу масштабировали на социальные сети, интернет-СМИ и другие ресурсы. Якобы именно поэтому люди не находят то, что искали, а также реже сталкиваются с противоположной точкой зрения. Так как оказываются в "персонализированной вселенной информации".
Тем не менее следует отметить, что автор идеи не дал четкого определения концепции "информационного пузыря" и вся аргументация в книге сводится к анекдотам и рассказам из жизни, отмечают эксперты. А современные исследования не подтвердили однозначно гипотезу, высказанную Паризером.
С одной стороны, в результатах одинаковых поисковых запросов разных людей действительно есть персонализированные различия. Но, с другой, по некоторым данным, они составляют около 12%. То есть у людей с абсолютно разной историей поиска ссылки, выдаваемые соцсетями и поисковиками, отличаются незначительно. Тем не менее при некоторых условиях персонализация результатов будет выше. Так, серьезными факторами являются вход в систему Google, а также смена географического положения. Но даже в рамках регионализации персонализация минимальна.
Некоторые исследователи подчеркивают, что алгоритмы крупнейших социальных сетей действительно создают пузыри, но их воздействие не такое значительное, как экспертное сообщество опасалось ранее. Особенно в вопросах получения новостей и свежей информации. Хотя и отмечается определенное влияние на поляризацию общества. И все-таки несмотря на то, что алгоритмы подбора определенных пабликов и новостей действительно существуют, индивидуальный выбор пользователя играет более важную роль.
В 2015 году исследователи выделили три фактора, формирующие вокруг пользователя информационный пузырь:
- круг общения — так, в списках друзей у разных пользователей оказывалось в среднем только около 20% людей с противоположными политическими взглядами;
- алгоритмы, которые выдают подходящий контент, — они снижали в ленте пользователей долю постов с противоположными взглядами на 5–8%;
- собственный выбор людей — как оказалось, пользователи нередко сами предпочитают игнорировать или вообще удалять из друзей тех, чье мнение не совпадает с их.
То есть сами по себе алгоритмы не представляют собой что-то абсолютно непреодолимое, пользователи все равно могут получать информацию из альтернативных источников. Однако они сами способствуют формированию информационного пузыря вокруг себя. Например, они склонны выбирать первые пять ссылок на странице поиска. При этом выбор той или иной ссылки зависит и от самого человека — точнее, от его политических и философских взглядов, а также от социального положения. Иными словами, чаще всего информационный пузырь не является какой-то объективной данностью или алгоритмом, а создается добровольно самим человеком, предпочитающим выбирать только первые ссылки или обращать внимание на ту информацию, которая ему заведомо интересна.
Что в сухом остатке?
3
Гипотеза о том, что каждый поисковик и социальная сеть создают для пользователя персональный информационной пузырь, все еще требует подтверждения. Работу алгоритмов можно заметить в поисковиках на региональном уровне, а также в соцсетях, но даже в этих случаях их влияние не такое значительное, как можно было бы предположить. Куда большую роль играют мировоззрение отдельно взятого человека и его личные предпочтения.
Редакция проекта "Проверка информации"