Шмели могут учиться, наблюдая, как обученная пчела демонстрирует один из двух способов решения головоломки за сладкое вознаграждение, а затем копирует пчелу, чтобы решить головоломку таким же образом. Исследование, проведенное Лондонским университетом королевы Марии, опубликовано в журнале PLOS Biology.
Новое исследование показало, что шмели улавливают новые «тенденции» в своем поведении, наблюдая за другими пчелами и учась у них, и что одна форма поведения может быстро распространяться в колонии, даже если обнаруживается другая версия.
Чтобы установить это, были поставлены различные эксперименты. Исследователи разработали коробку-головоломку с двумя вариантами, которую можно было открыть, нажав красную вкладку по часовой стрелке или синюю вкладку против часовой стрелки, чтобы получить награду за раствор 50% сахарозы.
Пчелы-демонстраторы были обучены использовать красные или синие язычки, а пчелы-наблюдатели наблюдали. Когда настала очередь наблюдателей решать головоломку, они в подавляющем большинстве и неоднократно предпочитали использовать тот же метод, который они видели, даже после того, как обнаружили альтернативный вариант. Это предпочтение обученному варианту сохранялось целыми колониями пчел, в среднем 98,6% открываний коробок были сделаны с использованием обученного метода.
В дополнительном эксперименте исследователи поместили «синих» и «красных» демонстраторов в одни и те же популяции пчел. В первой популяции 97,3% из 263 случаев открытия ящиков наблюдателями к 12 дню использовали красный метод. Во второй популяции наблюдатели предпочли синий метод красному во все дни, кроме одного. В обоих случаях это продемонстрировало, как поведенческая тенденция может возникнуть в популяции в первую очередь — по большей части из-за того, что опытные пчелы уходят от кормодобывания и появляются новые ученики, а не из-за того, что пчелы меняют свое предпочтительное поведение.
Доктор Элис Бриджес, ведущий автор из Лондонского университета королевы Марии, сказала: «Известно, что шмели — и вообще беспозвоночные в целом — не проявляют феноменов, подобных культуре, в дикой природе. Однако в наших экспериментах мы видели распространение и поддержание поведенческого «тренда» в группах шмелей, аналогичного тому, что наблюдалось у приматов и птиц».
Источник: hightech.fm